Бесплатная консультация юриста
Круглосуточно
Звоните сейчас!
+7 (499) 322-26-53
No Image

Шутки или хулиганство беседа

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
12 декабря 2019

Цель: формировать у школьников осознание ответственности за шалости и правонарушения, учить давать им интерпретацию, учить противостоять проявлениям бесцельного и безответственного поведения и уберегать себя от того, чтобы быть вовлеченным в подобные ситуации.

1. Приветствие и знакомство.

Упражнение "Диалог руками"

Группа разбивается на пары. Играющие закрывают глаза и пытаются понять состояние друг друга только через прикосновение рук. Каждая пара работает отдельно от остальных. Предлагается взять в пару человека, который знаком меньше всего, которого меньше всего чувствуешь и понимаешь.

"Диалог" руками строится молча: сначала нужно встретиться друг с другом руками, познакомиться, потом поссориться, помириться и, наконец, попрощаться.

— Какой опыт помогло мне приобрести это упражнение?

Участники разбиваются на две команды, которым можно дать название ("Команда забияк", "Молодые драчуны" и под.). Команды становятся друг напротив друга, ведущий во главе одной из них. Команды начинают двигаться навстречу друг другу и пожимать руку каждому члену противоположной команды (напоминает приветствие двух футбольных или хоккейных команд). Работа усложняется тем, что рукопожатие сопровождается вербальным выражением своего отношения к своим соперникам ("Мы сегодня выиграем", "Что-то у тебя вялый вид", "Не хнычь заранее". )

Обсуждение собственных впечатлений и ощущений.

3. Объявление темы занятия. Работа над информационным полем проблемы.

— Что такое шалости? Кто может шалить? Когда, при каких обстоятельствах?

— Словари определяют шалость как шутливую проделку, поступок ради забавы, веселую проказу, баловство, озорство, дурачество.

— Когда так говорят: "детские шалости", "невинные шалости", "глупые шалости", "поплатиться за шалости"?

Упражнение "Ловля моли"

Ведущий указывает на одну из участниц тренинга, представляя ее как хозяйку, которая пригласила нас в гости. У нее в доме развелось много моли. Она пригласила нас для того, чтобы мы помогли ей избавиться от моли. Далее предлагается каждому участнику группы "убить до 10 бабочек моли" и ведущий демонстрирует "убивание моли" хлопками в воздухе, хлопаньем по плечам, по вещам и т.д. Игра заканчивается по сигналу ведущего.

— Можно ли нашу игру назвать шалостью? Почему? Приятна ли шалость? Когда шалости неприятны?

— Шалость и хулиганство — близкие ли по значению слова? Есть ли между ними разница? В чем она?

— По словарю, хулиганство — грубое нарушение общественного порядка, открытое выражение неуважения к устоявшимся нормам общества.

— Знаете ли вы историю происхождения слова "хулиганство", "хулиган"? По одной из версий, в Лондоне, в конце XIX века, жил человек по имени Патрик Хулиген, "прославившийся" своим "диким нравом", за что ему дали прозвище "громила". По другой версии, слово "хулиган" происходит от ирландского выражения Hooley gang, давшего название одной уличной банде, орудовавшей в окрестностях Лондона.

— Итак, хулиганство — это правонарушение (как правило, говорят, мелкое правонарушение без каких-либо корыстных целей). А как вы думаете, является ли хулиганство — преступлением?

— В Уголовном кодексе многих стран хулиганство определяется как "озорные, бесцельные, сопряженные с явным проявлением неуважения к отдельным гражданам или обществу в целом действия", и, разумеется, за такое действия следует наказание соразмерно тяжести совершенного проступка.

— Какие виды действий относятся к хулиганству? (нецензурная брань; шум в ночное время; оскорбительное приставание к гражданам; уничтожение имущества; порча имущества; угроза физического насилия и др.)

— Хулиган своими действиями, чаще всего, нарушает права других людей. Как думаете, почему люди совершают хулиганские выходки? (желание поразвлечься; стремление доказать свою смелость (либо силу, ловкость и т. д.); желание выделиться, привлечь внимание; неприязнь к определённым людям или категориям людей; обида и др.)

— Считаете ли вы себя хулиганами? А испытываете ли подобные состояния, о которых говорилось выше? Как вы думаете, может ли хулиган поселиться в вас самих? Когда, с чем это может быть связано?

4. Осознавание проблемы. Пути ее решения

— Как противостоять хулигану? Что можно и что нужно делать? (ответы на этот вопрос нужно выслушать, но оставить без комментариев, предлагая еще раз вернуться к нему после проведения упражнения)

— Действия хулигана часто напоминают внезапно ожившего дракона, который громит и крушит все на своем пути, уничтожая все вокруг без разбору.

Упражнение "Оживший Дракон" (по группам)

Почти у всех народов мира существуют легенды о драконах. В западных мифах и легендах драконы символизируют зло, и предстают этакими злобными тиранами-разрушителями, усмирить гнев которых могут только обильные человеческие жертвы. На востоке (в Китае, Японии, например) драконы считаются благодетелями и даже глубоко почитаемы.

До сегодняшнего дня во многих восточных странах сохранились ритуалы, посвященные

дракону. Прежде всего, это обряд встречи Дракона и Героя.

Сейчас мы попробуем провести такой обряд, но для начала нужно сделать дракона, то есть его маску.

(Работая в группах, ребята изготавливают / раскрашивают маску дракона).

Когда дракон готов, ему предлагается придумать имя, наделить его какими-то свойствами, придумать и разыграть ритуал оживления.

— Что нужно сделать, чтобы дракон ожил? Что его провоцирует? (демонстрация ритуалов оживления дракона).

Есть легенда, что встреча дракона с героем — поворотный момент в судьбе того и другого. Если герой слабее духом, чем дракон, то при встрече герой может превратиться в дракона. Каждый герой в древние времена много тренировал свой дух, чтобы сохранить себя при встрече с драконом.

Читайте также:  Когда дают зарплату учителям

Один из подростков, по желанию, берет в руки маску и становится драконом. Все остальные герои. Герои стоят по кругу, дракон — внутри круга. Дракон по очереди должен подойти к каждому герою ("напугать, спровоцировать"). Герой должен сказать дракону: "Я не стану драконом, потому что. ", приводя в качестве довода свои сильные стороны, те качества, которые позволяют в сложной ситуации оставаться собой

Можно провоцировать действия: "Ты не станешь драконом, даже если тебя покусают? Ты не будешь нападать в ответ?" и т.п.

— Какой дракон живет в каждом из вас?

— Что должно произойти, чтобы он ожил?

— Для чего герою необходимо сохранить себя? Почему нельзя превращаться в дракона?

— Что может помочь герою, укрепить его дух? Как противостоять дракону, если использовать его же стратегии нельзя?

— В образе дракона мы попытались изобразить действия хулигана. Как противостоять хулигану?

— Ни для кого не секрет, что в школе учатся не только послушные мальчики и девочки, отличающиеся примерным поведением. Есть еще и драчуны, задиры, обидчики, готовые в любой момент действовать наперекор всем правилам и законам школьной жизни. Это хулиганы, некоторых из них называют "гроза школы". Порой с ними не могут справиться даже учителя и поэтому вынуждены обращаться за помощью в Отделы работы с несовершеннолетними, существующие при каждом отделении милиции.

"Набор" хулиганских выходок известен: они могут отбирать / вымогать у младших деньги, бить, оскорблять их, вынуждать делать что-то, противоречащее нормам закона и морали. Как правило, хулиганы выбирают себе "жертву" из числа тех, кто не может дать достойного отпора — либо из числа младших учащихся, либо из тихих, робких ребят, хотя объектом их "внимания" может стать любой.

Как быть, если ты оказался жертвой школьного хулиганства? Конечно, ты не полезешь в драку и не сможешь силой заставить хулиганов оставить тебя в покое. Есть другие, не менее эффективные способы защитить себя от нападок и унижений. Выбор способа будет зависеть от ситуации: одно дело, если хулиганство ограничивается насмешкой или обидным прозвищем, и совсем другое, если действия хулигана могут рассматриваться как правонарушение.

Способ первый, самый простой: пожаловаться на обидчика родителям или старшему брату. Однако, в этом случае, твоим родителям (или брату, или кому-то еще в качестве телохранителя) пришлось бы находиться с тобой рядом неотступно каждую минуту. Но это невозможно.

Способ второй: сообщить о хулиганских выходках учителю, а то и самому директору школы. Это могут сделать за тебя твои родители. Речь идет не о ябедничестве, а о попытке себя защитить. Порой важно поставить в известность педагогов о том, что происходит за пределами урока. Как правило, педагоги проводят беседу с нарушителями порядки или их родителями, что, в конечном итоге, идет малолетним хулиганам на пользу — предостерегает от более серьезных проступков.

Способ третий: научиться общаться и дружить со сверстниками. Если ты не контактируешь с одноклассниками, с ребятами, живущими по соседству, если ты держишься особняком — ты можешь стать легкой добычей хулигана. Будь в окружении ребят, находи с ними общие темы для разговоров, интересуйся их проблемами и делись своими — вместе всегда легче найти решение. Тогда тебе не придется в одиночку возвращаться домой, да и школьные хулиганы, чаще всего, остерегаются связываться с компанией ребят, пусть даже младших, им легче справиться с одиночкой.

Способ четвертый, когда уже не помогают предыдущие. В особо сложных случаях твои родители могут обратиться в милицию, если проступки хулигана угрожают жизни и здоровью людей и носят характер преступных действий.

Способ пятый. Можешь использовать любой из способов защиты: пожаловаться родителям или учителям, обратиться к директору школы. всё что угодно, можно применить даже несколько способов сразу, только ни в коем случае не допускай, чтобы тебе было страшно находиться в школе, выходить на улицу, чтобы тебя унижали и обижали!

Хулиганы как будто каким-то внутренним чутьем распознают тех, кто их боится. Они чувствуют твой страх, беззащитность, и это "заводит" их еще больше, провоцирует на хулиганские выходки. Отсюда вывод — следует укреплять свой дух, чтобы суметь дать хулигану достойный отпор. Конечно, не "на кулаках", а силой слова и уверенности в себе.

Конечно, хулиганы непременно угрожают расправой, если их жертва кому-нибудь пожалуется, но не стоит поддаваться такому запугиванию, ведь в таком случае они поймут, что с тобой вообще можно делать всё что хочешь, и безнаказанно. Этого ни в коем случае нельзя допускать — чем дальше, тем труднее тебе придется, ведь если малолетние злодеи почувствуют, что им всё сходит с рук, они вообще житья не дадут. Поэтому, если ты сумеешь найти в себе силы защищать себя всеми доступными способами, то хулиганы наверняка предпочтут в следующий раз не связываться с тобой.

Читайте также:  Кандидат пед наук сокращение

5. Рефлексия. Подведение итогов

— Нашу встречу сегодня мы начали с действий руками. Закончить наш разговор мне тоже хотелось бы с помощью рук. Есть замечательный метод подведения итогов любого законченного дела, прожитого дня, состоявшегося общения — метод "пяти пальцев".

Сядьте удобно, посмотрите на свою ладошку и ответьте на вопросы, которые "задают" нам пальчики:

Мизинец (мысли): какие знания я сегодня получил?

Безымянный палец (близость цели): что я сегодня сделал для достижения своей цели?

Средний палец (состояние духа): каким было сегодня моё преобладающее расположение духа?

Указательный палец (услуга, помощь): чем я сегодня помог другим? Чем порадовал? Чему

Большой палец (бодрость, физическая форма): каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?

Притча "Все в твоих руках"

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: "А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог дать ответа?" Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

— Всё в твоих руках.

Литература

  1. Истратова О.Н. Справочник по групповой психокоррекции / О.Н. Истратова, Т.В, Эксакусто. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 443с.
  2. Сакович Н.А. Игры в тигры: Сборник игр для работы с агрессивными детьми и подростками. — СПб.: Речь, 2007. — 208 с.

Актуальность данной разработки заключается в том, чтобы помочь педагогам разъяснить школьникам понятия «шалость, озорство, правонарушение, хулиганство» и ознакомить с ответственностью, которая предусмотрена за них.

Просмотр содержимого документа
«Разработка классного часа "От шалости до правонарушения один шаг"»

АВТОР: Петрушина Галина Николаевна

Место работы: МБУ ДО «Станция юных натуралистов»

Должность: Педагог дополнительного образования

Методическая разработка беседы

«От шалости до правонарушения один шаг»

Аннотация: актуальность данной разработки заключается в том, чтобы помочь педагогам разъяснить школьникам понятия «шалость, озорство, правонарушение, хулиганство» и ознакомить с ответственностью, которая предусмотрена за них.

Тема «Когда шалость становится правонарушением»

Форма проведения: беседа.

Цель: Пропагандировать среди детей навыки культурного поведения; привлекать младших школьников к систематическому изучению и выполнению правил культурного поведения.

Задача: Разъяснить понятия: шалость, озорство, правонарушение, хулиганство.

Педагог. Все дети любят веселье, проделки, шутки, подвижные игры. Во время игр проявляется выдумка, фантазия, сообразительность. Однако, взрослые иногда детей останавливают и требуют: «Не баловаться!», «Не шалить». Ребята, а задумывались ли вы, почему взрослые так поступают?

Педагог. Взрослые так поступают потому, что некоторые ребята не могут правильно играть, в игре они могут толкнуть товарища, а также когда бегают сами, могут упасть, сломать ногу, руку.

Сегодня мы с вами ответим на вопрос «Когда шалость становится правонарушением» и узнаем что такое шалость и озорство, правонарушение и хулиганство, в чем отличие шалости от озорства.

Педагог. Ребята, кто из вас знает, что такое шалость?

Шалость – это поступок, совершенный ради забавы, развлечения, т.е. это веселая проделка.

Педагог. А кто знает, что такое озорство?

Озорство выходит за рамки шалости, нарушает общепринятые нормы поведения.

Педагог. А что такое хулиганство?

Хулиганство – недостойное, грубо нарушающее нормы человеческого поведения и правовые нормы.

Педагог. Теперь рассмотрим вопрос, чем опасны шалость и озорство ребят?

Я предлагаю вам послушать несколько примеров:

А) В жаркие дни мальчики часто обливают друг друга водой из водных пистолетов или пластиковых бутылок — это … (шалость)

Но вот один из мальчиков подкрасил воду чернилами и брызгая, испортил рубашку товарищу – это …(озорство граничащее с хулиганством).

Педагог. Сейчас мы с ребятами приведем вам еще несколько примеров, а вы разберитесь, где говорится о шалости, где об озорстве, а где о хулиганстве.

1 ученик: Дима по привычке бросил портфель около двери в классе и ушел. Одноклассники решили проучить его, спрятали портфель. Вернувшись, Дима стал искать портфель, даже забеспокоился. Через некоторое время ребята показали мальчику, где лежит его пропажа и посоветовали не бросать его больше, где попало. Это …

Ответы детей: — это шутка или шалость

2 ученик: Два мальчика решили подшутить над другом. Спрятали его зимнюю шапку и спокойно ушли из школы. Артем не найдя шапки, вынужден был идти домой без неё, а на улице был сильный мороз и ветер. На следующий день из-за простуды Артем не пришел в школу. Он заболел. Это…

Ответы детей – это озорство

3 ученик: Ученики резвились на перемене в школе. Они бросали с верхнего этажа лестничной клетки портфель перед идущим учеником и весело хохотали, когда кто-нибудь из идущих по лестнице в испуге вздрагивал или вскрикивал. И вот портфель упал на голову первоклассницы. В результате – тяжелая травма, сотрясение мозга. Девочку положили в больницу. Это …

Читайте также:  Закон о выгуле собак в россии

Ответы детей –это хулиганство

4 ученик: Саша бросал в проходящий транспорт камни и попал в лобовое стекло автомобиля. Водитель от неожиданности резко затормозил, в результате идущий за ним автомобиль врезался ему в заднюю часть. Обе машины пострадали. А ведь могли погибнуть люди.

Педагог. Как вы назовете поступок Саши? Почему? …

Ответы детей – это хулиганство

Педагог. Ребята, какой же вывод можно сделать из этих примеров? …

(Надо обдумывать свои поступки, иначе это может плохо кончится и дети попадут на учет по делам несовершеннолетних)

Педагог. Кто на основании рассмотренных примеров сможет объяснить, чем шалость отличается от озорства и хулиганства.

(Шалость – это безобидный поступок, который совершается ради забавы. Озорство – это поступок, который может обидеть другого человека, причинить ему неудобство или вред, тогда это будет хулиганство)

Педагог. Дети, а теперь рассмотрим что такое правонарушение?

Правонарушение – это чаще всего умышленное действие, грубо нарушающее общепринятые нормы поведения.

— Вот послушайте пример:

5 ученик: Строился большой жилой дом. В воскресный день на стройку пришли двое ребят. У одного из мальчиков оказались спички. От нечего делать ребята стали жечь паклю, в пазах рубленных из бруса стен. Вспыхнул пожар. Недостроенное здание сгорело дотла. Материальный ущерб был очень большой.

Педагог. Как вы назовете поступок ребят? Почему? …

(Вот это и есть правонарушение).

Послушайте еще один пример:

6 ученик: Группа школьников катались по глубокому озеру на лодке. Желая напугать товарищей, один из ребят стал раскачивать лодку. Сидящий на корме мальчик упал в воду и стал тонуть. Его едва спасли.

Педагог. Ребята, а как назовем этот поступок? …

Ответы детей – это правонарушение.

Педагог. Мог ли мальчик, который раскачивал лодку, предвидеть последствия? …(да, озеро глубокое).

7 ученик: Николай Николаевич Носов «Автомобиль» — в сокращении.

Когда мы с Мишкой были совсем маленькими, нам очень хотелось покататься на автомобиле, только это никак не удавалось. Сколько мы не просили шофёров, никто не хотел нас катать. Однажды мы гуляли во дворе. Вдруг смотрим – на улице, возле наших ворот, остановился автомобиль. Шофёр из машины вылез и куда – то ушёл. Мы подбежали. Мишка потрогал бампер руками и предложил сесть. «Проедем немного и спрыгнем». Тут пришёл шофёр и сел в машину. Мы прицепились. Машина тронулась и как помчится! Мишка испугался и говорит: — Я спрыгну! И уже начал опускать одну ногу. А за нами другая машина мчится. Люди на тротуаре останавливаются, на нас смотрят. На перекрёстке милиционер засвистел в свисток. Мишка перепугался, спрыгнул на мостовую, а руки не отпускает, за бампер держится, ноги по земле волочатся. Автомобиль остановился. Подбежал милиционер, номер записывает. Шофёр из кабины вылез – все на него набросились: — Не видишь, что у тебя сзади делается? А про нас забыли. Отошли мы в сторонку и бегом в переулок…

Педагог. Ребята, а как назовем этот поступок? …

(Герои рассказа совершили правонарушение. Они подвергали не только свою жизнь опасности, но и жизни других людей. И подвели водителя.

Ни в коем случае нельзя цепляться сзади к автомобилю – это опасно для жизни!)

Педагог. Вот и мы совершаем иногда поступки не задумываясь о их последствиях. Например, берем без спроса чужую ручку, карандаш, линейку и не отдаем, а ведь это уже считается мелкой кражей.

Так же драки, которые дети совершают ежедневно можно отнести к хулиганству.

Педагог. Давайте, подумаем и вспомним были ли случаи в нашем классе, которые можно отнести к шалости, озорству, правонарушению, хулиганству….

Я очень рада, что в нашем классе вы просто шалите, так как вы еще дети.

Педагог. Как же мы можем себя уберечь от плохих поступков.

(Надо чаще задумываться над своими поступками и оценивать их).

— Кто запомнил из нашей беседы что такое шалость, озорство, правонарушение, хулиганство?

— Чем шалость отличается от озорства? …

Педагог. Ребята, я надеюсь, что вы теперь будете задумываться над своими поступками и ваша детская шалость не перейдет в озорство, хулиганство, правонарушение.

1. Кудрявцев В, Н, Закон, поступок, ответственность /В.Н.Кудрявцев, —

2. Малеин Н, С, Правонарушение : понятие, причины, ответственность / Н,С,

3. Кудрявцев В, Н, Причины правонарушений / В., Н, Кудрявцев, — М.,1986.

4. Денисов А, И, Общая теория правонарушения и ответственности, /А, И,

Денисов, — Л., Изд.Ленинградского университета. -1983

12 октября в МБУК «СДК «Центральный» в рамках проведения профилактики правонарушений среди подростков была проведена беседа «Шутки или хулиганство». С ребятами разбирали предложенные ситуации из жизни, и они высказывали своё отношение к ней, пытаясь отличить шутку от озорства и хулиганства, которое имеет свои виды и определённые последствия. Все участники усвоили умные мысли известных философов, одна из которых принадлежит Демокриту – «Хорошие люди становятся больше от упражнения, чем от природы».

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Юридические советы
0 комментариев
No Image Юридические советы
0 комментариев
No Image Юридические советы
0 комментариев
No Image Юридические советы
0 комментариев